РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ВЗРОСЛЫХ

04.IX.2010

Обычно о развитии способностей говорят взрослые, но всегда применительно к своим детям.

Дети сами предпочитают говорить совсем на другие темы. Это означает, что проблема осознается не в детском, а уже во взрослом состоянии. А поскольку принято считать, что способности надо развивать как можно раньше, взрослые перекладывают это бремя на своих любимых чад. Чад, которые при этом наивно предполагают, что развиваться, конечно же, стоит, но не ценою отказа от многих чисто детских удовольствий и развлечений.

Хотя мы знаем, что "насильно мил не будешь", редко кто применяет эту поговорку в рассматриваемой ситуации. Наши дети вступают в "брак со способностями" поневоле, причем в брак довольно ранний. Давайте попробуем понять, чем же это вызвано.

Считается, что с возрастом развивать свои способности становится все труднее и труднее. Если внимательно задуматься, почему это происходит, то в качестве основной причины, наверное, следует назвать вообще усиливающуюся со временем консервативность. Мы приобретаем опыт, и нам трудно интегрировать что-либо новое. Безусловно, начиная с 40 и старше, влияют и другие факторы, но для двадцати и тридцатилетних этот фактор определяющий.

Давайте поймем, почему же все-таки нам так трудно усваивать новое? Ответ прост, хотя и кажется парадоксальным - оно нам дается с таким трудом, потому что мы уже многое усвоили. Чем более мы развиты, тем труднее развиваться дальше.

Но представьте себе ситуацию, когда мы потратили в отрочестве и юности время не на то: например, научились в совершенстве слагать стихи на латыни (еще хорошо, что не на каком-нибудь древнеарамейском) или любому другому "искусству убивать драконов". Теперь же все приобретенное мешает нам получить действительно жизненные навыки и открыть в себе действительно необходимые для жизни способности. "Тощий плод, до времени созрелый" - прекрасное описание результата, данное Лермонтовым.

Наблюдая его, становится ясно: важен не объем раскрытых нами в себе способностей, а их актуальность и последовательность их проявления и развития.

Многие полагают, чем в большей степени и в как можно более раннем возрасте будут развиты интеллектуальные способности детей, тем лучше. Однако, у меня есть сомнения в этом. Приведу аргументы против:

- перед детьми не стоят реальные жизненные задачи;
- как следствие, у них отсутствует взрослая социализация;
- в частности, у них нет навыков управления процессами, важными в реальной жизни, в том числе внутренними, навыков управления собой;
- у детей ограничен объем социальных контактов, а круг общения довольно консервативен;
- у них отсутствует понятие делового контакта, любое общение носит личностно-эмоциональную окраску;
- вследствие всего сказанного, развитие интеллектуальных способностей не мотивируется социальными потребностями и не координируется с социальными навыками.

Дети общаются друг с другом, потому что им интересно и приятно, а не для достижения успеха. Достижения успеха в конкуренции с себе подобными, что характерно для взрослой жизни. Ребенок не осуществляет целенаправленного общения каждый день со все новыми и новыми абсолютно чужими людьми ради поставленной цели. Ему просто не нужны навыки коммивояжера. Все развитие детей мотивируется туманным будущим, представления о котором часто сформированы по шаблонам, весьма далеким от реальности. "Будь отличником, и ты станешь успешным". Итог - "ботаник", работающий за зарплату, неадекватную затраченным усилиям. Более того, груз знаний не позволяет ему перестроиться во взрослом состоянии и приобрести новые полезные навыки, которые можно получить только будучи взрослым.

Собственно говоря, именно здесь собака и зарыта. Опасно не само раннее интеллектуальное развитие, а преждевременное истощение ресурсов, которых начинает не хватать в зрелом возрасте. Опасны неверная последовательность и неразумно выбранный темп развития. Взрослые задумываются о способностях своих детей, оказавшись у разбитого корыта. И, сами того не желая, начинают проектировать разбитое корыто для следующего поколения.

В этой ситуации, мне кажется, самое важное - не переносить собственные проблемы на ребенка. Продолжать заниматься собой и своими способностями после 20 лет. Более того, скажу, что именно в этом возрасте человек приобретает возможность планировать свое развитие осознанно и самостоятельно как полноправный член социума. Учитывая реальные, а не иллюзорные потребности. С возрастом каждый из нас не теряет возможности, а только приобретает их. Вместе с ростом столь необходимого опыта управления собой.

Не погоня за сверхспособностями в раннем возрасте по модным суперметодикам под руководством многочисленных обещающих манну небесную педагогов и не отказ от интеллектуального развития во имя принципа "жизнь сама всему научит", а "золотая середина" - стратегия, основывающаяся на выборе оптимального темпа становления личности и на продолжении раскрытия все новых и новых способностей в зрелом возрасте - вот залог успеха в жизни.

Hosted by uCoz