МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛАЗАМИ МЕНЕДЖЕРА

17.VIII.2010

Там, где большинство людей видит события, менеджер видит управляемые процессы.

Что это означает практически? Предположим, случилось нечто. Большинство задает себе вопрос: "Что делать в сложившейся ситуации?" Ответ на этот вопрос можно искать и постфактум, и в преддверии события. Возможность упреждения не столь важна. Менеджер рассматривает ситуацию с совершенно иной точки зрения. Для него она - звено в цепи управляемого им процесса. Воздействие на процесс осуществляется с помощью различных механизмов, но самый эффективный с точки зрения расходования ресурсов и быстроты отклика - обратные связи. Итак, при запуске процесса менеджер задает совокупность обратных связей. Эти обратные связи могут быть заданы как обработчики классов событий, что предполагает предварительную классификацию возможных ситуаций, но могут задаваться как реакции на изменение параметров системы, и в этом случае обратная связь в ответ на плавное изменение этих параметров будет столь же плавно осуществлять управление процессом. Действие обратных связей не предполагает включения процесса анализа ситуации, что дает выигрыш во времени. Чем в большей степени обратные связи автоматизированы, тем значительнее выигрыш, тем эффективней менеджмент.

Давайте посмотрим, что происходит, когда мы сталкиваемся с тем или иным событием. Мы запускаем процесс его анализа. Следующее событие - еще один процесс. Если события происходят в довольно интенсивном темпе, мы испытываем перегрузки от невозможности параллельно вести несколько процессов. Менеджер, для которого все события - звенья в единой цепи, ведет один процесс. Итак, он имеет выигрыш не только во времени, но и в управляемости.

На практике, когда процесс сложен, а управление им требует значительных ресурсов, задачу выполняет коллектив. И в этом случае чрезвачайно важно правильно разделить процесс на составные части, на отдельные подпроцессы. Поэтому с точки зрения менеджмента не менее важную роль играет координация различных процессов. Опять-таки, существует различные механизмы такой координации. Часто потребности в эффективной координации требуют введения представления об иерархии процессов, определяемой как их сущностью, так и динамическими характеристиками, например, скоростью протекания. Иногда мы имеем дело с обратной ситуацией, когда один человек заменяет собой коллектив, но управление процессом остается именно таким, как если бы присутствовало коллективное управление. Подобное происходит довольно часто, гораздо чаще, чем можно было бы подумать.

Поскольку подобная "менеджерская" точка зрения универсальна, то она в равной степени может прилагаться и к управлению коллективом, и к ведению бизнеса, и, разумеется, к моделированию личности.

Итак, менеджмент моделирования личности.

Ключевыми понятиями в психологии, чрезвычайно удобными с точки зрения менеджмента моделирования личности, являются понятия экстериоризации и интериоризации. На практике существуют разные приемы экстериоризации: визуализация, вербализация и т.д. Можно говорить о разных степенях экстериоризации в зависимости от того, насколько и в какой сфере личности располагается результат, например, экстериоризация может заканчиваться всего лишь внутренним представлением, может - вербальным или визуальным описанием ситуации, может - ее анализом, а может - ее моделированием извне. Аналогично, интериоризация тоже может иметь разную степень, в зависимости от характера усвоения внешнего, от той сферы личности, которая интегрирует интериоризируемое.

И интериоризация, и экстериоризация с точки зрения менеджмента моделирования личности являются управляемыми процессами. И к ним применимы все упомянутые выше принципы менеджмента. Например, можно говорить о менеджменте ведения дневника или о менеджменте комментирования блогов друзей. И здесь вполне будет справедлив принцип: успешная личность - это хорошо организованная личность.

Однако, у рассматриваемых психических процессов есть очень важная особенность, а именно в гораздо большей степени по сравнению с другими процессами проявляющаяся интерактивность.

Это означает, что те самые обратные связи и формы координации процессов, с которыми работает менеджер, хотя и могут быть заданы, но не всегда могут быть описаны. Не могут быть описаны, поскольку он пользуется для их формирования блоками, которые сами по себе относятся к управляемой системе, сведения о которой далеко не полны. Могут быть заданы, поскольку использование тех или иных блоков не предусматривает полного понимания механизмов их функционирования. Сороконожка ходит, не задумываясь.

Интерактивность особенно усиливается, когда речь заходит о моделировании собственной личности, о self-менеджменте. Принцип "познай самого себя" в режиме реального времени подчас становится невыполнимым. Время и ресурсы, которые необходимы для совершения акта познания, могут превышать допустимые с точки зрения развития ситуации. Скажем по-другому: они не всегда соответствуют темпам управляемого процесса. При высоких темпах процессов интерактивность обычно выше. Это не позволяет использовать традиционные методы прогнозирования и порождает определенные проблемы с точки зрения управления.

Кроме того, увеличение темпов может способствовать активации тех личностных ресурсов, которые обычно "спят", тех сфер, которые скрыты от нас, но тем не менее связаны с очень важными сторонами личности, которые нам бы хотелось моделировать. Интерактивность с точки зрения менеджмента - то же самое, что бессознательное с точки зрения психологии. Учёт и использование интерактивности на практике - признание силы бессознательного в человеке.

И поэтому моделирование личности в реальном времени, по ходу развития событий, при значительных темпах процессов, когда нет возможности "выйти на время из реальности", требует несколько иных, практически неизученных методов, базирующихся, как показывает пусть и ограниченный опыт, на различных на первый взгляд странных и довольно непривычных моделях.

Hosted by uCoz